28 мая 2015

О создании Центра компетенции по СУБД в компаниях-интеграторах

Резюме

В статье изложено моё мнение о возможностях создания Центра компетенции по Системам управления Базами данных (далее — Центра) в компанииях-интеграторах (далее — компании).

Предпосылками для создания Центра является потенциальная выгода использования эффекта масштаба и эффекта опыта как конкурентного преимущества компаний, в рамках выбранной многими компаниями стратегии фокусирования на отраслях.

Функционирование Центра приведёт к снижению издержек на текущих проектах. Ожидаю, что через некоторое время (полгода...год) деятельность Центра может стать прибыльной. 

Методы монетизации описаны ниже в разделе «Задачи, которые должны быть решены» и выделены так.

Цель создания Центра компетенции по СУБД

Центр компетенции должен предлагать и реализовывать решения, повышающие эффективность автоматизируемого бизнеса в части обработки данных. Должна быть получена практическая польза, например, упрощение работы конкретных сотрудников, снижение потерь времени и организационных издержек для клиента, обеспечение непрерывности ведения бизнеса.

Предпосылки

Комплексная информационная система работает в следующей архитектуре:
Аппаратное обеспечение –> Операционная система –> База данных –> Приложение.
По моим наблюдениям, клиенты либо не сталкиваются с проблемами с аппаратным обеспечением и ОС, либо такие проблемы решают сами. Эти проблемы редко становятся критическими. И решение таких проблем, в большинстве случаев — сфера ответственности клиента.

Развитие бизнес-приложений и решение возможных проблем здесь — это и есть основной вид деятельности компаний-интеграторов, пока я не стану здесь ничего предлагать.

С уровнем Баз данных ситуация иная.

БД обычно находятся между двух сфер ответственности. И отношение к этим достаточно дорогим и функциональным программным продуктам — остаточное. Конечно, DBA есть и у клиента, и у компаний. Полагаю, и те, и другие — достаточно профессиональны. Но, насколько я мог заметить по своему опыту, проблемы решаются по факту их возникновения, о превентивном анализе и поиске речи никогда не идёт.

Кроме того, сервер БД — это большой и дорогой продукт, а используется он только в той части, которая нужна бизнес-приложению.

Но такой подход нельзя назвать эффективным с точки зрения ROI (количественная оценка) и фондоотдачи (качественная оценка).

Замечу, что если к дорогому продукту сервера БД приобрести и запустить недорогую, относительно всего продукта, опцию, можно получить достаточно сильный позитивный скачок в ROI и преимущество в эффективности обработки данных для клиента.

Суть статьи будет сводиться к повышению эффективности использования того, что уже куплено на уровне баз данных (за счёт эффектов масштаба и опыта) и к проактивному поиску таких небольших шагов, которые могут дать относительно больший рывок в результате.

История создания Центров компетенции

Концепция создания Центров компетенции не нова, ей уже порядка 10 лет. Но в этом предложении описывается принципиально новый тип Центра компетенции, об этом ниже.

А в течение 10 лет Центры создавались так:

Согласно [1], Центры компетенции делятся по своему назначению на:

1) Центры инноваций — продвижение решений конкретных производителей;

2) Отраслевые центры компетенции — проведение работ или предоставление услуг по автоматизации в конкретной отрасли.

Согласно [3] может существовать такое разделение:

1) Накопление передового опыта. Сбор, формализация и распространение образцов лучшего опыта (best practices). Выработка технических рекомендаций.

2) Разработка технологических стандартов. Акцент на технической составляющей — разработке программного обеспечения и выборе компьютерного оборудования.

3) Распределенное обслуживание. Оптимизация использования ресурсов среди различных команд проекта. Центр определяет процессы и стандартизирует архитектуру системы для обеспечения распределенной работы. Обучение по продуктам, технологический бенчмаркинг, управление метаданными, оценка программного обеспечения и пр. Данная модель считается одной из наиболее используемых моделей интеграции процессов в западных компаниях.

4) Централизованное обслуживание. Интеграция процессов и данных на всем предприятии, поддерживает те же процессы, что и другие модели, но в дополнение обычно имеет свой бюджет и методологию возврата затрат. Сопровождает множество проектов. Занимается развитием ресурсов, качеством данных, разрабатывает требования и стандарты к информационным и техническим подсистемам, способствует обмену этими знаниями и повторному их использованию.

Модель будущего центра компетенции

Есть предложение реализовать новую модель, которая не подпадает под указанную выше классификацию, а именно, описанные выше модели — «подтягивающиеся» к уже состоявшимся проектам, я же предлагаю проактивную модель, которая будет толкать проекты вперёд.

Основных целей — две:

1) Собственно проактивная составляющая: мониторинг направления обработки данных в решениях и разработках вендоров Microsoft и Oracle, сбор соответствующих знаний, нахождение способов получить от этих знаний максимальную для клиента пользу, проталкивание новых работ по внедрению таких технологий на проекты;

2) Управление знаниями, включая развитие персонала в виде тренингов и пр. Применение таких знаний и контроль за применением.

Характер такого Центра можно описать как «Инициативный Центр компетенции», «Проактивный Центр компетенции», Толкающий или движущий центр.

Управление знаниями в Центре компетенции [3]

(Здесь я исхожу из того, что вопрос Управления знаниями раскрыт в прессе и понятен читателям и необходимости детализировать его здесь, нет. Эти работы нужно выполнить ровной в той степени, в которой необходимо)

Чтобы вырастить специалиста, необходимо время (особенно с учётом того, что барьеры для входа в профессию неуклонно снижаются). Понятна ценность собственного опыта компании и полезных уроков, полученных проектах. Собирать и накапливать все эти знания нужно в Центре компетенции.

На практике знания, создаваемые в ходе выполнения проектов, нередко теряются из-за того, что команда расформировывается, сотрудники переходят к другим задачам или увольняются. Иногда случается, что время и деньги тратятся снова на изобретение «колеса», которое уже давно есть в организации, но об этом давно забыли.

Преобладающей идеей в нашем случае будет выступать то, что знания будут воплощаться преимущественно в людях, а не только в документах.

Задачи, которые должны быть решены


1) Должен производиться мониторинг продуктов и технологий от Oracle и Microsoft и сопоставление новых возможных выгод с потребностями клиентов (вероятно, в сотрудничестве с Отделом продаж). Способ монетизации — новые продажи лицензий.

2) Должны быть проанализированы проекты по клиентам, которые ещё не находятся на фазе спада в жизненном цикле проекта. Будут предложены решения по повышению эффективности работы приложений — более эффективный код, перенос части бизнес-логики с сервера приложений на сервер БД. Монетизация — продажи работ.

3) Должны быть подготовлены внутренние курсы по Базам данных и по обработке данных. Курсы должны быть прочитаны заинтересованным лицам внутри компании и внешним пользователям. Монетизация — продажи внешних курсов и снижение издержек на проектах за счёт большей эффективности решений.


4) Полагаю, администраторов баз данных необходимо объединить в одно подразделение. Использовать факт наличия такого подразделения и его высокую квалификацию, подтверждённую сертификатами, которые предстоит получить, как конкурентное преимущество на тендерах — «У нас не будет проблем с производительностью, потому что у нас есть целый департамент…». Снижение издержек, большая эффективность.

5) Должна предоставляться информационная и техническая поддержки по вопросам, связанным с функционирование серверов Баз данных и обработкой данных (программированием, разработкой кода и алгоритмами) — для внутренних и внешних заказчиков. Монетизация—поддержка внешних заказчиков. Поддержку Oracle заменить не удастся, но в поддержке Microsoft, полагаю, можно найти лазейку, когда наша поддержка окажется лучше по соотношению цена/качество, чем у Microsoft, пример — повышение производительности закрытия склада в Dynamics Ax. Microsoft за это возьмётся только за очень большие деньги. Такую методику предстоит разработать.

6) Выпускаемые проекты должны сертифицироваться на предмет того, что функциональность сервера баз данных используется максимально полно при текущих потребностях, производительность его проверена путём независимой оценки Центром (для этого Центр Компетенции должен являться независимым от других подразделений. Это позволит сохранить объективность мнения Центра), и соответствует заявленным требованиям, возможно, с гарантией. Монетизация — включение стоимости таких работ в проекты.

7) Должны выдаваться рекомендации относительно администрирования серверов, планирования резервного копирования, обеспечения отказоустойчивости и непрерывности бизнеса. Монетизация — как новая услуга.

8) Центр должен будет гарантировать достаточность квалификации персонала заказчика (DBA). Новая услуга по обучению и тестированию персонала.

9) Центр должен будет поддерживать постоянный контакт с DBA клиента с целью превентивного мониторинга производительности и возможных затруднений в работе серверов БД. Этот шаг можно монетизировать сразу.

Ожидаемые результаты работы Центра

1) Повышенное качество внедрения Информационных систем, которое Отделам продаж и маркетинга нужно будет представить как конкурентное преимущество;

2) Новые объёмы оплачиваемых работ для практик;

3) На втором этапе, предполагаются проекты по обработке данных или разработке механизмов обработки данных, которые будут выполняться исключительно Центром.

И кто-то сможет выиграть на обслуживании.

Этот документ был отправлен мной в одну из компаний-интеграторов. Они его отклонили

Список использованных источников

Комментариев нет:

Отправить комментарий